Информация для родителей пятиклассников
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпада- ет со своеобразным концом детства – стабильным перио- дом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая взрослая жизнь, новая система обучения: клас- сный руководитель и учителя-предметники,преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели,и быстро втягиваются в учебный процесс,а другие переживают изменения в школьной жизни,и адаптация у них затягивается.Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет общаться с одно- классниками и педагогами,соблюдать школьные прави-ла,ориентироваться в новых ситуациях.
В такой период дети нередко меняются -тревожатся без явных на то причин,становятся роб- кими или, наоборот, развязными, слишком суетятся.Как результат - у ребят снижается работо-способность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Возможные трудности школьной жизни детей:
· возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
· возросший объем работы как на уроке, так и дома;
· новые требования к оформлению работ;
· необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию(литературу) и рабо- тать с ней.
В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:
· усталый, утомленный внешний вид ребенка;
- нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
· стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
· нежелание выполнять домашние задания;
· негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
· жалобы на те или иные события, связанные со школой;
· беспокойный сон;
· трудности утреннего пробуждения, вялость;
· постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть,поэтому роди- телям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их шко- льной жизни.
· повышение уровня тревожности самого ребенка;
· зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые пре-
дъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;
· зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успева-
емости в начальной школе;
· степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и
внеучебные контакты;
· состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и
психологическим климатом в классном коллективе;
· влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше труд-
ностей у ребенка в школе).
Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать с какими трудностя- ми он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации.
Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.
ря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
· Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок,к
каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после
прошедшего школьного дня.
· Недопустимость критики в адрес ребенка в присутствии других людей ( учителей, сверст-
ников).
· Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и
малообщительные дети гораздо труднее привыкают к новым условиям.
· Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованно-
го контроля за его учебной деятельностью.
· Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи.
- Моральное стимулирование достижений ребенка.
· Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поко- ления учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклас- сников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти пра- вила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
Подростковый возраст (10-15 лет) - период бурного роста и развития организма.Границы подросткового периода совпадают с обучением в V-IX классах школы.
Родители считают детей этого возраста трудными,"неслухами",педагоги и психологи назы- вают этот период "переходным", "критическим". Многочисленные житейские наблюдения за подростками и не менее многочисленные научные исследования подтверждают действитель- ную сложность происходящих в этом возрасте процессов развития.
Коротко основное содержание подросткового периода определяется как переход от детства к взрослости:
- начало перестройки организма связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний моз- говой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции;
- происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сер- дечно-сосудистой системы:сердце значительно увеличивается в объеме,а диаметр кровенос- ных сосудов отстает в развитии.Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости.;
- идет половое созревание. Наиболее интенсивны эти процессы у девочек в 11-13 лет, у маль- чиков в 13-15 лет.Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в част- ности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражитель-ность, вспыльчивость.
Однако относить трудности развития подростков только за счет полового созревания не сле- дует. Анатомо-физиологические изменения организма у "природа" подростка сосуществует с тем, что называют культурой, т.е. конкретными общественно-историческими условиями жиз- ни и развития. Изменить "природу" мы не можем, но создать условия для бесконфликтного пе- рехода от детства к взрослости, приложив к тому максимум усилий, можем.
Подростковый возраст иногда называют трудным. Усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании.Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям.
Адаптация имеет два спектра - биологический и психологический. Хочется остановиться именно на психологической адаптации учащихся- как им в настоящий период необходимо при- способиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).
Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю оди- наково.
Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности,успешное усвоение про- граммного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатка-
ми в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми.
Позвольте в заключении, уважаемые родители дать вам несколько советов:
- Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать.
- Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже
поздно исправлять отметки с низких на более высокие .
- Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило
иначе, почаще получайте информацию "из первых рук".Учитель скажет вам правду.
· Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспе-
шных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной
ситуацией.
· умение правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в
своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
· желание учиться и овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
· умение дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками;
· навыки и опыт самостоятельного разрешения возникающих конфликтов;
· умение выполнять постоянные обязанности дома без напоминания,привычка помогать роди-
телям;
· умение общаться с продавцом, врачом и т. д.
· умение предвидеть последствия своих действий, делать безопасный правильный выбор.
В такой период дети нередко меняются -тревожатся без явных на то причин,становятся роб- кими или, наоборот, развязными, слишком суетятся.Как результат - у ребят снижается работо-способность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Возможные трудности школьной жизни детей:
· возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
· возросший объем работы как на уроке, так и дома;
· новые требования к оформлению работ;
· необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию(литературу) и рабо- тать с ней.
В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:
· усталый, утомленный внешний вид ребенка;
- нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
· стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
· нежелание выполнять домашние задания;
· негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
· жалобы на те или иные события, связанные со школой;
· беспокойный сон;
· трудности утреннего пробуждения, вялость;
· постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть,поэтому роди- телям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их шко- льной жизни.
Причины психологических трудностей:
· повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе; · повышение уровня тревожности самого ребенка;
· зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые пре-
дъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;
· зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успева-
емости в начальной школе;
· степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и
внеучебные контакты;
· состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и
психологическим климатом в классном коллективе;
· влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше труд-
ностей у ребенка в школе).
Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать с какими трудностя- ми он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации.
Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.
Рекомендации для родителей:
· Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмот-ря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
· Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок,к
каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после
прошедшего школьного дня.
· Недопустимость критики в адрес ребенка в присутствии других людей ( учителей, сверст-
ников).
· Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и
малообщительные дети гораздо труднее привыкают к новым условиям.
· Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованно-
го контроля за его учебной деятельностью.
· Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи.
- Моральное стимулирование достижений ребенка.
· Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поко- ления учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклас- сников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти пра- вила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами.Переход учени- ков из начальной школы - это сложный и ответственный период, от того,как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача - разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. Подростковый возраст (10-15 лет) - период бурного роста и развития организма.Границы подросткового периода совпадают с обучением в V-IX классах школы.
Родители считают детей этого возраста трудными,"неслухами",педагоги и психологи назы- вают этот период "переходным", "критическим". Многочисленные житейские наблюдения за подростками и не менее многочисленные научные исследования подтверждают действитель- ную сложность происходящих в этом возрасте процессов развития.
Коротко основное содержание подросткового периода определяется как переход от детства к взрослости:
- начало перестройки организма связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний моз- говой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции;
- происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сер- дечно-сосудистой системы:сердце значительно увеличивается в объеме,а диаметр кровенос- ных сосудов отстает в развитии.Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости.;
- идет половое созревание. Наиболее интенсивны эти процессы у девочек в 11-13 лет, у маль- чиков в 13-15 лет.Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в част- ности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражитель-ность, вспыльчивость.
Однако относить трудности развития подростков только за счет полового созревания не сле- дует. Анатомо-физиологические изменения организма у "природа" подростка сосуществует с тем, что называют культурой, т.е. конкретными общественно-историческими условиями жиз- ни и развития. Изменить "природу" мы не можем, но создать условия для бесконфликтного пе- рехода от детства к взрослости, приложив к тому максимум усилий, можем.
Подростковый возраст иногда называют трудным. Усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании.Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям.
Адаптация имеет два спектра - биологический и психологический. Хочется остановиться именно на психологической адаптации учащихся- как им в настоящий период необходимо при- способиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).
Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю оди- наково.
Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности,успешное усвоение про- граммного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатка-
ми в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми.
Позвольте в заключении, уважаемые родители дать вам несколько советов:
- Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать.
- Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже
поздно исправлять отметки с низких на более высокие .
- Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило
иначе, почаще получайте информацию "из первых рук".Учитель скажет вам правду.
· Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспе-
шных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной
ситуацией.
Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья!
К началу обучения в 5-м классе у детей должны быть сформированы:
· умение обращаться с одноклассниками,иметь свое мнение и формировать его с учетом мне- ния других, уметь поддерживать отношения; · умение правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в
своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
· желание учиться и овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
· умение дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками;
· навыки и опыт самостоятельного разрешения возникающих конфликтов;
· умение выполнять постоянные обязанности дома без напоминания,привычка помогать роди-
телям;
· умение общаться с продавцом, врачом и т. д.
· умение предвидеть последствия своих действий, делать безопасный правильный выбор.