Адаптация к обучению в среднем звене


Информация для родителей                             пятиклассников

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпада- ет  со своеобразным концом детства –  стабильным перио- дом  развития в  жизни ребенка. В  пятом  классе  ребенка ждет новая взрослая жизнь, новая система обучения: клас- сный руководитель и учителя-предметники,преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.Одни пятиклассники гордятся тем, что  повзрослели,и быстро втягиваются в учебный процесс,а другие переживают изменения в  школьной жизни,и адаптация у них затягивается.Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его  интеллектуальной  готовности, но и от того, насколько  хорошо он умеет общаться с одно- классниками и педагогами,соблюдать школьные прави-ла,ориентироваться в новых ситуациях.
    В такой период дети нередко меняются -тревожатся без явных на то причин,становятся роб-  кими или, наоборот,  развязными, слишком суетятся.Как результат - у ребят снижается работо-способность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда  у  детей ухудшаются сон и аппетит.
                                 Возможные трудности школьной жизни детей:
· возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
· возросший объем работы как на уроке, так и дома;
· новые требования к оформлению работ;
· необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию(литературу) и рабо-     тать с ней.
       В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:
· усталый, утомленный внешний вид ребенка;
- нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
· стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
· нежелание выполнять домашние задания;
· негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
· жалобы на те или иные события, связанные со школой;
· беспокойный сон;
· трудности утреннего пробуждения, вялость;
· постоянные жалобы на плохое самочувствие.
     Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть,поэтому роди- телям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их шко- льной жизни.
Причины психологических трудностей:
· повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;
· повышение уровня тревожности самого ребенка;
· зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые  пре- 
  дъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;
· зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успева-
  емости в начальной школе;
· степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и
  внеучебные контакты;
· состояние его физического здоровья, связанное с  возрастными  изменениями  в организме и 
  психологическим климатом в классном коллективе;
· влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше труд-
  ностей у ребенка в школе).
      Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать с какими  трудностя- ми он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации.
     Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в  подготовке домашних заданий  (даже  если в  начальной школе  дети  делали  уроки самостоятельно), и преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в  средней  школе.
     Следует обратить внимание родителей  на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.
Рекомендации для родителей:
· Первое  условие  школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие  ребенка, несмот-
  ря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
· Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок,к  
  каждому прожитому им школьному дню. Неформальное  общение со своим  ребенком после  
  прошедшего школьного дня.
· Недопустимость  критики  в  адрес ребенка в присутствии  других людей ( учителей, сверст-
  ников).
· Учет  темперамента  ребенка  в период  адаптации к школьному обучению. Медлительные и  
   малообщительные дети гораздо труднее привыкают к новым условиям.
· Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованно-
   го контроля за его учебной деятельностью.
· Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи.
- Моральное стимулирование достижений ребенка.
· Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
     Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо  для  целого поко- ления  учеников, родителей  и  учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклас- сников  в  школе  во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти пра- вила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы
     Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами.Переход учени- ков  из начальной школы -  это сложный и ответственный период, от того,как пройдет  процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача - разобраться в  том, что  происходит  сейчас с  нашими детьми, что  их волнует  и беспокоит, с  какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
    Подростковый  возраст  (10-15 лет) -  период  бурного  роста  и  развития организма.Границы подросткового периода совпадают с обучением в V-IX классах школы.
    Родители  считают  детей  этого возраста трудными,"неслухами",педагоги и психологи назы- вают  этот  период  "переходным", "критическим". Многочисленные житейские наблюдения за подростками  и  не менее  многочисленные научные исследования подтверждают  действитель- ную сложность происходящих в этом возрасте процессов развития.
    Коротко основное содержание подросткового периода определяется как переход от детства к взрослости:
- начало перестройки организма связано с активизацией  деятельности гипофиза  (нижний моз- говой  придаток), особенно  его  передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей  и функционирование других желез внутренней секреции;
- происходит  интенсивный  рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сер- дечно-сосудистой системы:сердце  значительно  увеличивается  в  объеме,а диаметр кровенос-  ных сосудов отстает в развитии.Это приводит  к  временным  функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно  быстрой утомляемости.;
- идет  половое  созревание. Наиболее интенсивны эти процессы у девочек в 11-13 лет, у  маль- чиков в 13-15 лет.Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и  в част- ности нервной системы,  у подростков наблюдается повышенная возбудимость,  раздражитель-ность, вспыльчивость.
    Однако относить трудности развития подростков только за счет полового созревания  не сле- дует. Анатомо-физиологические  изменения  организма у "природа" подростка сосуществует  с тем, что называют культурой, т.е. конкретными  общественно-историческими  условиями  жиз- ни и развития. Изменить "природу" мы не можем, но создать условия для бесконфликтного  пе- рехода от детства к взрослости, приложив к тому максимум усилий, можем.
    Подростковый  возраст  иногда  называют трудным. Усложнение  деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании.Труден  сам  процесс превращения ребенка во взрослого.
     В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации  к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям.
    Адаптация  имеет  два  спектра -  биологический  и  психологический. Хочется остановиться именно на психологической адаптации учащихся- как им в настоящий период необходимо при- способиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная  система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями,  усвоение новых предметов).
    Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не  все  учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю оди- наково.
    Можно выделить  следующие  составляющие  понятия  "готовность  к  обучению  в  средней школе":
1. Сформированность основных  компонентов  учебной деятельности,успешное усвоение про-   граммного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
   Большинство  проблем, трудностей  адаптации вызвано двумя группами причин:  недостатка-
ми в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми.
           Позвольте в заключении, уважаемые родители дать вам несколько советов:
 - Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать.
 - Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а  не в  конце  четверти, когда  уже
   поздно исправлять отметки с низких на более высокие .
- Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в  школе все хорошо, но  на  поверку  выходило
  иначе, почаще получайте информацию "из  первых рук".Учитель скажет вам правду.
· Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите  поспе-
  шных приговоров. Лучше  отправиться в школу  и самостоятельно разобраться с проблемной 
  ситуацией.
        Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья!
       К началу обучения в 5-м классе у детей должны быть сформированы:
· умение обращаться с одноклассниками,иметь свое мнение и формировать его с учетом  мне-     ния других, уметь поддерживать отношения;
· умение правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность  в
  своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
· желание учиться и овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
· умение дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками;
· навыки и опыт самостоятельного разрешения возникающих конфликтов;
· умение выполнять постоянные обязанности дома без напоминания,привычка помогать роди- 
  телям;
· умение общаться с продавцом, врачом и т. д.
· умение предвидеть последствия своих действий, делать безопасный правильный выбор.